Глава 8 - Кто и как возражает против нутрицевтиков

«Человек - мера всех вещей, а а его здоровье - самое ценное богатство» Протагор

Именно приведенная чуть ниже книга заставила нас написать эту главу, так как взгляды трех авторов, написавших ее, совершенно типичны для всех писаний подобного рода. Но это не главное. Главное в том, что, вероятнее всего в связи с недопониманием сути проблемы, под маской патриотизма, духовности, религии и медицины, в этой книге пропагандируется отказ от достижений современной фармакологии и парафармакологии.

Недоедающие, полуголодные люди России, в том числе еще изможденные постами (как неотъемлемой частью религиозной духовности) и погоней за модой (предельная инфантильная худоба и стройность торса) сами себе сокращают жизнь.

Это наносит непоправимый урон государству. Мы расцениваем эту пропаганду постов, борьбы с засилием импортных парафармацевтиков, супермодных диет для похудания как лжепатриотическую, направленную на сокращение жизни итак голодающего и измотанного стрессами населения России.

В целом книга производит хорошее впечатление, так как авторы предельно откровенны и эмоциональны в своих высказываниях и, исходя из собственного уровня мышления, добросоветсно отстаивают свои позиции. И это понятно, так как уровень духовности и образованности авторов достаточно высок, степень ответственности за свой народ и понимание его бедственного положения заставили выпустить свою книгу.

Уже во введении к книге авторы пишут: "... Россия 90-х годов XX века вошла в состояние депопуляции, грозящее национальной катастрофой на фоне падения значительной части благосостояния населения и снижения затрат на здравоохранение. Если демографическая ситуация и "забота" о здоровье населения останутся такими же, как сейчас, то к 2050 году население России уменьшится вдвое" (Иеромонах Анатолий (Берестов), Е.М. Горская, Н.Н. Николаев "Обольщение о биодобавках", М., 1998, 111 с., Тираж 20 тыс. экз.).

Представленное авторами мнение подтверждает нашу точку зрения о том, что узкопрофильно зомбированный врач при бедственном положении здравоохранения остается один на один с возрастающим в геометрической прогрессии числом тяжелобольных, уровень интеллекта и образованности которых снижается из года в год. Это - одна из важных причин сокращающейся продолжительности жизни врачей. Врачебный гонорар врача становится все меньше, отдаляется даже от прожиточного минимума семьи.

В книге авторы почему-то "обрушиваются" на парафармацевтики, которые используются во всем мире для продления жизни людей и борьбы за их здоровье. Почему "козлом отпущения" в поиске "врага" должна стать именно эта исторически самая древняя отрасль медицинских знаний, которая итак на века была забыта и вытеснена из сознания людей продолжающей дифференцироваться узкопрофильной (флюсовой) медициной современности.

Это неправильно и непростительно, тем более, что два первых автора этой книги - доктора медицинских наук, а третий автор кандидат медицинских наук. Нужно сказать, что авторы не там ищут "врага". Его нужно искать во все ухудшающемся социально-экономическом положении страны, в недостатках системы отсталого здравоохранения, а не в среде безработных и голодных людей, которые ищут заработка для пропитания своей семьи. Мы имеем в виду дистрибьюторов, работающих во всем мире одинаково - по системе сетевого маркетинга.

Мы думаем, что именно эти люди для поддержания здоровья других (а не для узкопрофильного лечения болезней) делают больше, чем научно-исследовательские институты, занимающиеся лечением только сердца, только почек, только легких, только кожи и т.д. В этих институтах давно забыли о человеке в целом, хотя в наиболее передовых клиниках этих медицинских учреждений включаются в комплекс лечения и многие нутрицевтики (НИИ ревматизма АМН России, НИИ питания АМН России, НИИ иммунологии АМН России и др.). Даже в этих научно-исследовательских институтах понимают всю значимость парафармакологии и нутриологии.

Странно слышать из уст трех медиков — авторов анализируемой книги следующие слова: "Хлеб жизни, дарующий человеку истинное исцеление и неложное бессмертие - не порошки и смеси из "Лавки жизни", а сам Христос, спасающий нас от смерти и дарующий нам Себя в вечном чуде таинства и жизни Церкви Христовой" (на стр. 5 книги). От этой фразы сразу "пахнуло" средневековьем из уст профессора-медика иеромонаха Берестова, повеяло бездумным христианским фундаментализмом, как отражением узкопрофильно зомбирован-ного медициной и религией, но человека добросовестного и страдающего за других людей. Мы относимся к феномену выхода этой книги в свет как к проявлению беспомощности узкопрофильного медика, пусть даже и профессора.

Что же толкает медиков на путь ухода от "жизни мирской" в данном случае - в церковь? Что делает людей фундаменталистами (мусульманскими, христианскими, протестантскими)? Отсутствие общей философии жизни, которая была бы обоснована физиологически и биологически. Об этом мы говорим в отдельных главах 2-го издания книги "От чего погибнет человечество" на английском языке, которая сейчас в печати. Останавливаться на этом вопросе более подробно сейчас у нас нет возможности.

Важен сам факт "ухода" (как философский, психологический и физиологический феномен) людей от суровой действительности и не важно куда: в болезнь и смерть, в церковь, в коммерцию, в искусство. В связи с отсутствием возможности воплотить на пользу людям свои узкопрофильные интересы и профессиональные знания многие порядочные и ответственные люди так и должны поступить.

Мы уже ранее писали об этом. Каждый должен прежде всего разобраться в себе, сказать себе: "С кем я, какую медицинскую идеологию я несу в себе?" Одно дело, если врач считает себя способным лечить болезнь конкретную. Другое дело, если он считает, что лечить нужно человека вообще. Мы думаем и уверены, что идеология лечения болезни - идеология профессионального медицинского пораженчества.

В ней нет перспективы, так как забыт остальной организм. Другое дело - профессиональная медицинская идеология лечения больного (по Гиппократу) л Поэтому лучше будет, если узкопрофильный врач вместо ухода в болезнь или коммерческие структуры "уйдет" в натуропатическую медицину. Станет интегративным медиком.

Неуспехи в узкопрофильной лечебной практике деморализуют специалиста, заставляют его пересмотреть собственную жизнь. В какую сторону он пересмотрит свои идеологические устои? Понятно, что в сторону максимально возможного пути самореализации. К сожалению, людей, способных пересмотреть всю свою жизнь, очень мало. Это очень сильные люди. Остальные же узкопрофильные специалисты влачат жалкое зомбированное существование. Они деморализованы.

Еще и от этого смертность среди врачей так значительна. Они не видят успешности их лечения, они видят его бессмысленность, но не в состоянии "порвать" с этой узкопрофильной идеологией. Наиболее умная и адаптированная часть узкопрофильных медиков становится различными управленцами коммерческих и не коммерческих медицинских и других учреждений.

Что же касается только что приведенной выдержки из книги "Обольщение...", то подобная фраза, где все "замешано очень густо" абсолютно не воспринимается за высокодуховную, так как состоит из одних существительных: хлеб, жизнь, человек, исцеление, бессмертие, порошки, смеси, "Лавка жизни", Сам Христос, смерть, чудо, таинство, жизнь, церковь Христова. Вот оставшиеся слова: истинное, неложное, дарующий, спасающий. Вот и весь перечень. Что он "являет" нам, врачам, пациентам? Высокодуховное лицо церкви? Мы затрудняемся.

Оценить читателю. Фармакологическому комитету, Минздраву, как и многим порядочным врачам наверняка не понравится фраза, из которой следует, что фармакологические и парафармакологические препараты распространяются, как наркотики, минуя Фармкомитет. Это - неправда, которая добивает у пациента итак убитую веру во врача, официальное здравоохранение, факмкомитет. Эта же фраза делает врача, назначившего нутрицевтики пациенту (например, приобретаемые в аптеках Детокс и Антиокс фирмы "Визион") идиотом и распространителем наркотиков в глазах пациента.

Если мягко выражаться, то эта ошибка авторов не простая, а очень вредная, малопрофессиональная. Приводим эту фразу из книги: "Большинство людей не задумывается над тем, почему эти добавки распространяются почти всегда вне каналов, контролируемых Фармкомитетом, и попадают к нам через специальных дистрибьютеров - в точности так же, как распространяются наркотики".

Вот мы и видим лицо воинствующего христианского фундаментализма, которое еще больше затрудняет врачебную работу, являясь отражением крайней степени напряженной социальной обстановки в обществе. Вопреки советским временам церковь перешла в наступление на науку, на фармакологию, на врачей. Наверное наступать уже не на кого? Тогда давайте будем "добивать" врача, который итак живет на 20 лет меньше своих пациентов, да еще и ответить не может, так как голоден и нищий.

Отдают ли себе отчет Духовник и руководитель дущепопечительского Центра во имя св. праведника Иоанна Кронштадского, доктор медицинских наук, профессор, иеромонах Анатолий (Берестов) и два других остепененных медика в том, что они пишут? Вообще же складывается впечатление из книги, что врач пациенту не должен "прописывать" ничего, кроме молитвы. Это ужасно. Вероятно, что кто-то из отчаявшихся и разочарованных в жизни врачей может в это поверить. Может быть, на них и униженных православных прихожан рассчитана эта книга? Может быть мы не правы вообще? Может быть, анализируемая книга вообще к церкви и религии не имеет отношения? Судить читателям.

В этой же книге авторы считают, что ухудшение здоровья населения России связано не с экономическими реформами, а с тем, что неофициальная медицина вытесняет якобы нашу родную постсоветскую официальную медицину. Цитируем: "Иногда отвечают, что причина - в проводимых в стране экономических реформах и соответствующих этому "переходному периоду" нервных стрессах и психических расстройствах... Вряд ли все можно списать на эти факторы... Одна из главных, очевидно - это настойчивое вытеснение традиционной медицины нетрадиционными методами лечения и "оздоровления".

В чем-то мы согласны с авторами. В частности, в том, что давно пора поменять эту медицину на истинную, Гиппократовскую. В ней и пациенты будут здоровы, и врачи будут обладать истинным могуществом и большей общей продолжительностью жизни. Главное здесь: не "поменять часы на трусы". Правильно авторы пишут "...о легионах "целителей", "знахарей", колдунов, экстрасенсов". Они не нужны в Гиппократовской медицине, интегративной соединительнотканнной медицине.

Однако совершенно очевидно, что авторы не правы в том, что взялись подменить своим мнением мнение сотен миллионов жителей планеты и медикофармацевтическую индустрию мира в отношении витаминов, микроэлементов, солей, парафармацевтиков. Это не их задача. Их задача - прежде всего заботиться об уровне собственной духовности, уровне собственного (даже флюсового) медицинского профессионализма.

Читаем: "Трое врачей (два доктора мед. наук, кандидат мед. наук) шаг за шагом (! - прим. авт.) раскрывают тайну зависимости болезней и смертности россиян от приема биологически активных добавок, смесей витаминов и микроэлементов, солей...".

Приведем еще одну цитату: "... многие иностранные фирмы имеют в своем штате российских врачей диетологов (нутриологов), которые за мздо-воздаяние широко рекламируют и назначают больным БАДы (биологически активные добавки -прим. авт.) ... Создается видимость заботы о больном и формируется доверительное отношение к врачу..." Как говорится: "В семье не без урода". Но это не означает, что нутрицевтики и парафармпре-параты вредны и принимать их не следует.

Что же касается жуликов, то они всегда были, есть и будут, так же как и среди церковнослужителей. Например, Папа Иоанн ХХШ был и убийцей, и пиратом, и грабителем, и Папой одновременно (А. Парадисис. "Жизнь и деятельность Балтазара Коссы. Папа Иоанн ХХШ." М., 1991, "Новатор", 175 с.). Зачем же нападать на врачей? Пусть лучше иеромонах Анатолий в печати поднимет проблему духовности Президента и администрации Президента, можно Папы Иоанна ХХШ. Это наше ему пожелание.

Опять читаем: "Господом Богом дана организму человека совершенная регуляция гомеостаза (поддержания на оптимальном для организма уровне) солей, витаминов, микроэлементов и других важных и необходимых веществ" (с. 31). Кем бы ни была дана новорожденному ребенку эта система гоместаза, это не означает, что его не нужно лечить витаминами, микроэлементами и солями. Одними молитвами ребенка не спасешь, и к словам апостола Павла про "учения бесовские" врач обязан прислушиваться критически, так как давал клятву Гиппократа помогать каждому страждущему.

Смотреть на смерть ребенка спокойно и с позиций Церкви врач не имеет права. Мы писали в своих предыдущих книгах о том, что тело, душа и дух - основа православной медицинской традиции (1997, 1999), но при этом мы твердо "за" новейшие медико-биологические технологии. На наш взгляд, не совсем этично делать авторам книги из врачей, которые платят за свой профессионализм десятками лет своей жизни,"... невидимую" руку врага рода человеческого диавола".

Здесь речь идет даже не о сегодняшних врачах, но и врачах древности. Если христианству 2000 лет, то при чем здесь нутрицевтики, которым 4000 и 5000 тысяч лет. Они создавались сотнями поколений врачей. Эти нутрицевтики сегодня воссозданы по папирусам, например, Лайф Инфансе ("Биталайн", США), Чаванпраш ("Аюрведа", Россия; "Парадигма", Россия; "Дабур", Индия) и др. Непонятно, при чем здесь врачебная "рука диавола", если о дьяволе в то время не имели люди представления, а просто совершенствовали эфективный лекарственный препарат.

Нам тоже не нравится нынешняя система врачевания прежде всего своей узкопрофильностью, технократизмом и бесперспективностью. Вместе с тем, мы не "сеем" вражду между пациентами и врачами (верующими и атеистами), между дистрибьютерами и врачами, между Минздравом и врачами, а, наоборот, предлагаем всем объединяться для великой цели - продления жизни человечеству (см. кн.: "От чего погибнет человечество...", М., "Белка", 1993,1999). Эта цель - благородна и заслуживает ее реализации. Основная идея предложенной нами соединительнотканной теории биологии и медицины (1993) - объединение существующего множества теорий медицины на одной универсальной "базе", учении о соединительнотканной недостаточности.

Человеческий организм на 85% состоит из соединительной ткани и лечить следует, прежде всего, воздействуя на нее. Душа - общее интегрирующее начало и конец физической формы жизни (соединяющее начало). Вот соединительная ткань в человеке и выполняет фактически роль души, потому что она объединяет (интегрирует) в единое целое человеческий организм, все его частички, клеточки, органы, системы. Поэтому природой человеку она дана в разных формах своего существования: твердой (кости), жидкой (кровь, лимфа, ликвор, межтканевая и внутриполостная жидкость), гелеподобной (межпозвоночные диски, связки, хрящи и т.д.).

В книге авторы приводят целый перечень компаний Америки и других стран, препараты которых они осуждают ("Нутри Плюс", "Гербалайф", "Эм-рион", "Кембридж", "Нутрипауэр" и др.). Они, по мнению авторов, не должны использоваться из-за многих недостатков, в том числе и потому, что "...повышают сексуальную активность, а это воздействие на духовное состояние, увеличивающее греховную наклонность человека к совершению греха блуда или прелюбодеяния".

О каком блуде и прелюбодеянии можно говорить по отношению к фригидной женщине или к импотенту? Какой же способ (кроме полового акта) можно использовать женщине, чтоб забеременеть, если она 15 лет страдает бесплодием? Пусть рассудят нас читатели. Может быть, помимо голодных обмороков в школе у детей, наши женщины еще и перестали бы рожать детей? Может быть и в этом случае нам поможет апостол Павел? Нет. Здесь может помочь только интегративный врач, который сочетает в себе знания как узкопрофильные, так и знания интегративной соединительнотканной медицины.

Вопросам духовности и чистоты взаимоотношений в семье церковь должна уделять особое внимание, но при этом, она не должна умалять роль врача-сексопатолога, психоневролога, психотерапевта, гинеколога. Это не входит в ее "профессиональные рамки", так как само по себе это грех и бездуховность. Может быть, профессор и иеромонах Анатолий сам решит все вопросы бесплодия у пациентов по принципу: "Бог - дал, Бог - взял"?

Заканчиваем главу словами из книги Даниила Андреева, входящей в сокровищницу русской философии и литературы: "... рубеж XX века как раз и явился той эпохой, когда закончился расцвет великих литератур и искусств, великой музыки и философии. Область социально-политического действия вовлекает в себя - и чем дальше, тем определенней - не наиболее духовных представителей человеческого рода, а как раз наименее духовных". Хотелось бы не думать так, как думал Д. Андреев ("Роза мира", М., 1999, "Мир Урании", 606 с.). Однако вновь многое заставляет мыслить об этом.

Мы считаем, что выход из катастрофы сегодняшней не в пикетировании друг друга медиками (верующими и атеистами), а в объединении перед нависшими трудностями для страны; не в отбрасывании религии или медицинской науки, а в их интеграции. Нужно помнить, что первым врачом для человека в период его превращения в Хомо Сапиенс (человека разумного) был сам человек (поэтому мы и считаем, что пациент для себя - главный врач), а только через тысячелетия возникли шаманы - первая и самая ранняя ступень формирования профессионального врача.

В это же время возникли и первые проблески культового религиозного знания (сознания). Именно тогда шаман сочетал (интегрировал) в себе функции и врача, и религиозно-духовного наставника. Пора, наконец, всерьез задуматься: "От чего погибнет человечество?" (см. одноименные наши книги 1993 и 1999 годов).

И дело тут вовсе не в книге "Обольщение о биодобавках", а о философских принципах истории и практики врачевания и об их идеологии. Читателей, желающих получить дополнительную информацию о БАВ-веществах (биологически активных веществах) и которые хотели бы принять роль арбитра в двух приведенных мнениях о Б АДах (биологически активных добавках), мы отсылаем к мнению, представленному еще 20 лет назад в книге И.И. Брехмана "Человек и биологически активные вещества" (М., 1980, Наука, 120 с.). Книгу легко найти в библиотеках, так как издана она была двумя изданиями и общим тиражом более 300 тыс. экз.

Там без какого-либо политиканства и ссылок на засилие БАДами и иностранными фирмами российского рынка можно на научно-популярном уровне прочесть, что человечеству дают биологически активные вещества. Один из разделов этой книги ("Взгляд в будущее") предсказывал еще 20 лет назад то, что мы видим сегодня: широкое распространение нутрицевтиков и парафармакологии в оздоровительной и лечебной практике. В то время на российском рынке еще не было иностранных и отечественных фирм "Визион", "Кембридж", "Парадигма", "Родник здоровья", "Лавка жизни" "Здоровая жизнь" и прочих.

Опять хочется вернуться к цитате из книги Д. Андреева: "Сможет ли религия - не старинные ее формы, а та религия итога (интегративная, итоговая - прим. авт.), которой ныне чреват мир... как сформируется ядро грядущей интеррелигии, - ее ближайшая цель".

Пора объединяться и думать друг о друге: вымирающим врачам, вымирающей пастве, вымирающей церкви, вымирающим атеистам, вымирающему населению в целом. Заканчиваем главу опять же словами Д. Андреева ("Русские боги". М., "Современник", 1989, 396 с.):

"Не причастившись, не покаявшись,
Не умягчась святой обедней,
Вступить на этот край последний,
В его свинцовую пургу,
И этот новый Апокалипсис
Читая полночью бессонной,
Лишь понимать, что смысл бездонный
Расшифровать я не могу". 

Мы просим подумать читателей над этими строками. Они, наверное, подводят "жирную черту" над всякими атеистическими и не атеистическими доводами в спорах. Абсолютное знание, абсолютная красота, как и противоположные состояния - невозможны принципиально, ведь процесс познания - бесконечен.