Глава 12 - Некоторые природные принципы

В разделах книги мы говорили об эволюции, где всюду заложен принцип постоянного усложнения и последующего адаптивного совершенствования физиологических, мыслительных и социальных взаимоотношений. Так в природе возникали и различные ступени эволюции жизни: род, вид, подвид, отряд, класс и проч. В процессе эволюционного развития усложняется и совершенствуется в первую очередь соединительная ткань, обеспечивая функциональное совершенствование клеток, органов, систем, тканей и организма в целом. Она определяет и резервы совершенствования и развития мозга, мыслительной способности, памяти, способности социальной и психической адаптации к стрессу.

Опять же через соединительную ткань на этот про-цее влияет и весь организм, и его части. Известная поговорка: "В здоровом теле - здоровый дух", и наоборот. "Третий глаз", органы жизненной оси (по Г. Селье) обеспечивают гармонию через соединительнотканную систему как "сомы" (тела), так и духа (мозга). За счет усложнения, и совершенствования в том числе, и происходила эволюция человека: питекантроп, синантроп и т.д. Каждой ступени развития человека соответствовала своя биологическая "ниша", своя психофизическая "ниша".

Свойства этих "ниш" (семья, школа, университет, личные отношения) формируют индивидуума, и, несомненно, определяют его здоровье, способность мыслить, трудиться, в разной степени и разными способами приносить пользу себе и обществу. Нет сомнений, что и расовая принадлежность, характеры членов расовых групп также определяются эволюцией: эволюцией веры, расовой группы.

Все процессы эволюции происходят по законам природы и определяются влиянием наследственности, изменчивости, естественным отбором. Это же происходит и с семьей: она тоже подвержена своей эволюции. Если она устраивает требуемую индивидууму психофизическую "нишу", то он будет продолжать существовать и развиваться в рамках этой семьи, а если нет, то индивидуум покинет эту семью. Это относится к каждому из членов семьи. "Семья - это нация в миниатюре.

Глубочайший всепроникающий кризис влияет на каждого и на семью. Семья - переходная фаза, развитие, преобразование. Распад вследствие экономических проблем (морально-духовных), разводы, увеличение психосоматической заболеваемости, падение рождаемости, рост преступности, отчужденность поколений -особенности кризиса семьи" (АбдлБаха. В кн.: "Этюды о новой психотерапии". Минск: Международная академия психологических наук, 1995. 192 с.).

Что нужно человеку для получения его "третьему глазу", мозгу, всему организму самоудовлетворения? Что поддерживает гармоничность тела и духа? Ему нужна культура, биологическое обоснование ее необходимости человеку. Культура обеспечивает человеку внутреннее спокойствие, в том числе и через выделение гипоталамогипофизом морфиноидных веществ: эндорфинов, энкефалинов.

Эта культура возникнет от гармонизации работы тела (сомы), например, в виде мышечной работы, и души (включая мозг). Неудовлетворенность тем и другим, конфликты между тем и другим обязательно вызовут опиатное (морфиноидное) голодание мозга и организма. Тогда и возникает потребность во внешних стимулах к выделению эндорфинов (алкоголизм) или в замене этих часто уже исчерпанных собственных возможностей в виде наркомании (опиум, морфий и т.д.).

Человеческий организм изобретателен в получении недостающего эндорфинового стимула: если не алкоголизм и наркомания, то самоудовлетворения в половых, физических, психических извращениях (например, садомазохизм, доводящее до самоуничтожения увлечение спортом, голоданием и т.д.). 

"Человек по побуждению своей внутренней природы стремится: жить, жить уверенно, с достоинством, познавать окружающее, понимать познанное, жить свободно и активно, обладать и располагать многим, пользоваться всем имеющимся, выделяться и быть в чести, быть красноречивым, пользоваться расположением и благодарностью других" (Я.А. Каменский. Педагогическое наследие. М.: Изд-во Педагогика, 1988. 416 с. Цит. в сокращениях авторов).

Это то, что обеспечивает самоудовлетворенность духа и через него - тела, оберегает от болезней. Так же и тело (сома), гармоничностью своих функций, являющихся признаком здоровья, обеспечивается правильным функционированием всех его частичек, органов, систем, дает покой душе, духу, обеспечивает здоровье психоэмоциональное (хорошую память, эмоции, здоровые чувства).

По законам природы, жизнь состоит из миллиардов одновременно действующих на человека изнутри и извне стрессов (больших и маленьких; биополевых, душевных и др.). В этом и суть предлагаемой нами концепции общей теории жизни. О возможности создания такой теории сейчас начали говорить и писать многие. Эти стрессы реализуются во влиянии на организм по-разному, в зависимости от конституции (наследственности), биологического периода жизни (зрелости духа и т.д.). Огромное количество индивидуальных реакций на эти стрессы и определяет характер манифестации патологий (различные болезни). 

Г. Селье раскрыл соединительнотканную сущность местного стресса (например, при абсцессе). А.А. Алексеев объяснил развитие тысяч болезней совокупностью микрострессов (миллионы) на тканевом соединительнотканном и общеорганизменном уровнях. Миллионы этих микрострессов происходят в организме каждую тысячную долю секунды, что обеспечивает жизнь, адаптивность и сопротивляемость человека болезням.

Это примерно то же самое, что происходит со всем организмом (его соединительной тканью в первую очередь) при анафилактической (аллергической) реакции. Достаточно вдохнуть аллергику нежелательную пыльцу из букета цветовой он весь покрывается красной сыпью через полминуты (может и умереть). 

Это классический пример общеорганизменного стресса соединительнотканного механизма реализации, т.к. иммунитет, кровь, лимфоузлы и другие ткани - 100%-ное производное соединительной ткани. Вот почему возникают болезни вообще и почему они возникают сразу множественные. Только проявляются они в разной форме и органах в зависимости от запаса адаптивной прочности (приспособляемости) к стрессорной агрессии. Приспособляемости телесной, психической, душевной.

Это относится к механизму возникновения, в первую очередь, болезней тела (сомы, соматических болезней) от внутренней, прежде всего, соединительнотканной разбалансировки его микроструктур. Это относится и к болезням душевным.

Такой же природный биологизм возникновения и психических болезней (естественно, что с учетом состояния уровня общеорганизменной микрострессорности в теле, в т.ч. в мозге). У X. Пезешкиан читаем: "... К заболеваниям ведут не крупные происшествия, а маленькие периодические душевные "ранения" (микротравмы), которые приводят к "восприимчивой" или "слабой" позиции (жизненной позиции - прим, авт.), выражающейся в постепенной и постоянно нарастающей конфликтности.

То, что в психиатрической сфере оценивается как потенциальный конфликт, в морали, этике и религии в нормативном смысле может считаться добродетелью" (В кн.: "Этюды о новой психотерапии", Минск: Международная Академия психологических наук, 1995. С. 66).

Необходимость заставляет ввести в науку и жизнь принцип природного биологизма общей теории жизни. Мы считаем, что в основе всех сторон жизни лежат природные биологические закономерности.

Понимание принципов должно быть естественным, переходящим в соответственно психоэмоциональной доступной форме от отца и матери к детям, от бабушек и дедушек к ним. Важна согласованность в действиях в познании законов природы, определяющей роли этих законов природы в здоровье, в воспитании общей культуры через отношение к себе, к природе и на примере собственного здоровья. Определяющая роль этих законов в формировании профессиональных навыков, в выборе профессии.

Можно приводить множество примеров различных социальных ценностей общества сегодня, требующих исключительных возможностей личностных психических, нервных, физических качеств, возможностей "выдержать" определенный уровень стрессорности. Это определяет способности ребенка, подростка, взрослого реально оценить наибольшую собственную значимость для общества и не в ущерб собственному здоровью, здоровью близких и не близких окружающих индивида членов социобиологической ниши (семьи, университетской группы, в глазах любимого человека). Для одного оптимальной будет служба в армии, для другого - работа на бирже с ценными бумагами, для третьего - нелегкий труд шахтера. 

Правильное формирование с детства подобного рационального альтруистического для окружающих мировоззрения и полезного для индивидуума отношения к собственному бытию дает возможность оптимальной профессиональной ориентации при наиболее "экономном" расходовании запасов функции "жизненной оси" по Селье (гипоталамогипофиз, надпочечники, гонады).

Другими словами: оптимальным при этом будет сочетание развития духовной и физической сфер жизни человека с обязательным учетом того, что дает человеку наибольшее чувство удовлетворенности от реализации своих сил, т.е. оптимальное сочетание полезности окружающим и полезности самому себе.

Формирование личности в семье и обществе - это пример (разновидность) физиологического аутотренинга в семье, основанного на естественных, незыблемых законах природы и общества, основанных на крупнейших теориях биологии и медицины (адаптационно-дистрессорной и соединительнотканной интегративной). Это совершенно очевидно, как очевидно и многое другое в природе: корова прежде всего полезна молоком, соболь - мехом, пчела - медом.

Так же и в обществе: финансист-международник или математик ценны интеллектом и исчерпывающей функцией мозга, дегустатор вин -совершеннейшим обонянием, спортсмен - силой и выносливостью, настройщик музыкальных инструментов - совершеннейшим музыкальным слухом, красивая женщина - красотой, некрасивая, но сексуальная женщина - своей сексуальностью и т.д. Естественно и множественное сочетание этих человеческих качеств, которые должны быть выявлены обязательно и своевременно. В природе, в том числе и в этом, суть естественного отбора.

В этом - истинное мастерство врача, интегративного медика: определить оптимальное сочетание морфологических и функциональных возможностей организма, органов, систем жизнеобеспечения и приспособляемости как к природным, так и к социальным условиям общества (адаптивность телесного и духовного).

Отклонения от законов природы в социальной сфере общества, в индивидуальном воспитании его членов ни к чему хорошему не приведут. Именно в связи с этими отклонениями формируются такие черты в человеке, как зависть, жадность, потребительство, преступность.

Неудовлетворенность собственными действиями индивидуума и отношением к нему общества, т.е. непонимание индивидуумом своего природного места в обществе, порождает вялый, подтачивающий человека разрушительный стресс в связи с аномальной работой соединительнотканной системы и механизмов ее саморегуляции, в том числе на уровне "третьего глаза" и "шестой чакры" человека (гипоталамогипофиза и органов жизненной оси" по Г. Селье). Именно в связи с нехваткой морфиноидов (эндорфины, энкефалины) в гипоталамогипофизе возникает потребность искусственного стимулирования этих структур алкоголем, наркотиками. Так рождается алкоголизм, наркомания и множество других проявлений разрушительного стресса.

И все это — в связи с тем, что уровень общей культуры, уровень культуры в отношении здоровья в обществе низок. Люди отдалены и не знакомы с общебиологическими законами природы и общества, которое является частью этой природы. В этом вопросе - безответственность врача, его безграмотность, узкопрофильность ("флюсовость") - преступление против пациента, его родственников. Особенно это опасно, когда речь идет о детях. Это преступление и против общества, и против собственно врачебной личности. Повторим, что соединительнотканный стресс — основа жизни и причина смерти (через дистрессорносгь болезней).

Соматическим (внутриорганизменным и соединительнотканным) стрессам посвящена почти вся эта книга. О психоэмоциональном стрессе мы упоминали меньше. Но взаимоопределяющая роль и взаимозависимость обоих стрессов не вызывают сомнений. Мы вносим в эту проблему ясность: механизм взаимной регуляции и взаимоповреждающий эффекты внутри и вне соматического стресса (во многом - условно), так же, как и повреждающий механизм психического (душевного) стресса, осуществляется через 85% массы тела человека - соединительную ткань. И роль соединительной ткани здесь - буферная, т.к. ее резервы опрёделяют "быть или не быть болезням после воздействия соматического или душевного стресса". 

X. Алиев ("Защита от стресса". М.: Изд-ва "Мартин" ,- "Полина", 1996. 239 с.) пишет: "В момент стресса процессы психики и организма находятся в поиске нового ритма согласования, ваш мозг - "в открытом состоянии", в этот момент вы особенно беззащитны и нуждаетесь в скорейшем восстановлении своей внутренней целостности на новом уровне".

В соматическом (телесном) стрессе Г. Селье (1924) выделял три фазы течения: тревоги, напряжения, истощения. О них подробнее мы говорили в предыдущих главах. Но есть и другие мнения. Физиолог Г.И. Косицкий (Цит. по В. Козлову в кн.: "Этюды о новой психотерапии". Минск: Международная Академия психологических наук, 1995. С. 7) выделяет четыре этапа течения стресса. На наш взгляд, они больше отражают закономерности психологического, чем психосоматического стресса.

Первый этап (мобилизация) - стадия повышения стрессоустойчивости, которая тренирует организм.

Второй этап ("стенические отрицательные эмоции") - стадия переизбытка активно действующих отрицательных эмоций. При этом ресурсы организма расходуются неэкономно и наступает их истощение, что проявляется яростью, гневом, агрессией.

На третьем этапе ("астенических отрицательных эмоций") появляются чередующиеся отрицательные эмоции, которые носят астенический, пассивнобессильный, упаднический характер. Это порождает отчаяние, тоску, неверие в возможность позитивной перспективы.

Четвертый этап ("срыв", "невроз") характеризуется стойкими негативными последствиями стресса: деморализация, поражение, депрессия, начальные стадии психосоматических заболеваний, которые без эффекта лечения переходят в стойкие органические психосоматические болезни (душевные болезни, язвенная, гипертоническая и др.). Так же происходит и с больным, который от множественных заболеваний теряет веру во всех врачей, медицину. Это состояние тоже результат определенного рода дистрессорности.

На примерах многоорганной соединительнотканной недостаточности, являющейся последствиями метаболического или психического (чаще - обоих вместе) стрессов, мы можем наблюдать всю гамму болезней человека (23 600 заболеваний). Причем все они, что нужно совершенно ясно осознавать, уже результат глубоких повреждений, и часто в нескольких поколениях семьи пациента. Так и накапливаются из поколения в поколение негативные последствия стресса (который, в свою очередь, состоит из "разнокалиберных" метаболических органных микрострессов): от отца к сыну - язвенная болезнь; от матери к дочери - варикоз вен и геморрой и т.д.

Так же из поколения в поколение накапливаются различные функции реакций мозга, проявляющиеся моделями поведения (успеха, пораженчества и т.д.), мыслительными способностями, психотипами (флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик), мировоззрением. Это в целом и определяет во многом резервы психоэмоциональной адаптации, жизненной перспективы, активной жизненной позиции и т.д.

Например, научные исследования показали, что характер человека на 60% формируется уже к 2 летнему возрасту. По определенному набору психосоматических тестов после 2-х летнего возраста можно определить психотип и перспективы не только дальнейшего направленного воспитания, но и будущего профессионализма.

Механизмы же этого накопления метаболических изменений в органах и тканях - соединительнотканные. В этом главная причина возникновения "семейных", "врожденных", "наследственных" болезней. Человек воспринимает стрессы, характерные для окружающей ребенка и взрослого среды: неблагополучная семья, школа, университет, тысячи рабочих специальностей, близость факторов природы и т.д.

В том числе, так формируются и используются в перспективе право- и левополушарное превалирование работы мозга: художественность и созерцательство (правое полушарие); логика и математические способности (левое полушарие); склонность к занятию спортом (базальные структуры) и т.д.

Понятно, что ключ к воспитанию детей, их профессиональная ориентация с учетом генетических характерологических качеств и способностей заложены в социальноэкономическом устройстве общества и семьи. Существует много специальных определений понятия семьи (педагогических, философских и др.). Мы берем энциклопедическое новейшее (БЭС. М.: Изд-во БРЭ, Изд. 2.1998. С. 1082): "Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и нравственной ответственностью.

... В современном обществе действуют две противоречивые тенденции: обновление семьи (превращение семьи в моральноправовой союз мужчины и женщины) и рост семейных коллизий, значительное число разводов. Большинство браков заключаются по личному выбору двух супругов, а семейные отношения все больше характеризуются их равноправием".

Известно, что семья - зеркало межличностных, экономических и других отношений в обществе. Как в семье приобрести себе счастье и избежать разводов и несчастья детей? Этого сейчас в обществе не знают, и результат - громадное число разводов и непродолжительные браки. В США в течение первого года распадается 50% семей, в Москве — 75% (X. Пезешкиан. В кн.: "Этюды о новой психотерапии". Минск: Международная Академия психологических наук, 1995. С. 60).

Основная причина катастроф в семье - отсутствие биологической грамотности, несоблюдение принципов биологизма природы. Если говорить проще, то состояние телесного и духовного здоровья (это неразделимо) членов семьи, причем нескольких поколений.

Интегративный врач энциклопедического кругозора должен определять совместимость будущей супружеской пары. Ясно, что если у обоих супругов имеются сходные симптомокомплексы (или болезни), например, наклонность к артериальной гипертонии, мигреням, варикозу вен конечностей, плоскостопию, заболеваниям желудочнокишечного тракта (т.е. сходные по патологиям подростковые группы риска), то вероятность кумулирования болезнетворных проявлений обязательна и неизбежно возникновение болезней, в том числе и психических.

Общебиологическая эрудиция супругов обязательна и в повседневной жизни. Нужно знать, что конкретному человеку дает самоуспокоение и самоудовлетворенность (комфорт). Следует знать, что из привязанностей и занятий дает этому человеку оптимальные условия работы его центров, самоудовлетворения (опиатных центров), каков при этом должен быть уровень жизнедеятельности отдельных органов и целого организма. Один человек будет получать удовольствие от чтения книг, второй - от охоты и рыбной ловли, третий - от поэтического творчества.

Понимание того, что центры самоудовольствия "работают" от гармонии телесного и духовного состояния (а не по отдельности) и есть понимание принципов природного биологизма. Другими словами, единение телесного, духовного и души - суть принципов природного биологизма.

Только интегративный врач из комплекса психосоматической информации (амбулаторные карты, анамнез, осмотр, дообследование) может создать индивидуальную или семейную психофизическую "нишу". Он не только конкретно ответит на повседневные сугубо медицинские вопросы, но и определит, в каких наиболее рациональных условиях и как лучше зачать ребенка (индивидуальные сезонные и другие свойства организма супругов), как подготовить беременность (она - ответственейший критический период жизни).

Как избежать "наложения" друг на друга двух критических биологических периодов жизни ("христов возраст" - беременность) и т.д. Все это чрезвычайно важные вопросы, влияющие на всю жизнь, на здоровье семьи, нации, общества. В основе всего этого - принцип природного биологизма, в т.ч. и соединительнотканного. Нельзя забывать, что управляет живым существом природа. Пример тому - период диапаузы у животных (временное прекращение развития плода).

В зависимости от природных условий детеныши могут рождаться нормальными и через 3 месяца, и через 5 месяцев протекающей беременности. Это все примеры чрезвычайной значимости места человека в природе. И детей в школе нужно учить не только умелому пользованию презервативами, но и пониманию своего места в природе.

Как без интегративного медика оценить психосоматическую готовность ребенка к посещению яслей, детского сада, спортивных секций, колледжа, определиться в выборе профессии, ответить для себя на вопрос: служить или не служить в армии? Совершенно очевидно, что причиной почти всех неудач в семье (отсутствие взаимной адаптации супругов) является их общебиологическая безграмотность.

Они знают, что автомобиль состоит на 85% из металла, но не знают, что они сами на 85% состоят из соединительной ткани. Они знают, как использовать презерватив уже с 4-5-го класса школы, но не знают о существовании "третьего глаза", который является центром удовольствия. И если удовольствие в жизни ребенка уже есть, ему и не нужен, возможно, секс с 4-5 класса. Люди должны понимать, что от уровня их элементарных медикобиологических знаний зависит их жизнь, счастье (детей, родителей).

Проблема профессионализма (выбор профессии, места учебы, сроков учебы и т.д.) формируется тоже из общебиологической грамотности с обязательным учетом индивидуальных особенностей психосоматической "ниши" ребенка, подростка, взрослого. Родители должны знать, от чего ребенок или подросток в будущем будет получать максимум удовлетворения, какая профессия принесет максимум комфорта его душе и телу.

За это прежде всего отвечает "третий глаз", "органы жизненной оси", определяющие "запас жизненных сил" (гипоталамогипофиз, надпочечники, гонады), уровень духовности человека. У ребенка, действительно, могут быть "певчий голос", "пальцы пианиста", но эти признаки одновременно являются симптомами соединительнотканной недостаточности (непропорциональный рост хрящей, костей, связок).

И, если соединительнотканную недостаточность не корректировать своевременно, будет сломана жизнь и человеческий характер - возникнут болезни хрящей, связок, суставов. С абсолютной уверенностью можно утверждать, что, если у родственников ребенка есть нервнопсихические заболевания и этого ребенка мы "устроили" в элитный университет с очень высоким уровнем требований к знаниям, мы рискуем получить нервнобольного и, что еще хуже, душевнобольного.

Бесшабашность и безграмотность родителей ведет к тому, что в МГУ, Физикотехническом институте, Высшем техническом университете им. Баумана и некоторых других престижных учебных заведениях заболеваемость нервнопсихическими патологиями составляет 8-32% (в зависимости от факультетов). Часть добросовестных учащихся превращается в профессиональных роботов, не способных обеспечить даже собственное существование. Общебиологическую безграмотность мы бы назвали одним из действенных способов неосознанного уничтожения интеллектуальной элиты общества.

Вышесказанное относится и к службе в армии, к планированию семьи, к рождению и воспитанию детей. Перед каждой семьей стоят эти чрезвычайно важные вопросы и количество этих проблем растет с увеличением численности семьи. Иными словами, в представлениях о человеческих, профессиональных, духовных, физических качествах нельзя умалять роль природы, ее законов. Знания об этом нужно максимально культивировать, но в нужном человеку и человечеству направлении.

Нельзя требовать от коровы черной икры, а от финансиста - высокоточных сварочных работ. Следует принимать как должное, что природные сообщества могут быть и уникальными, и однообразными в своей организации. Много общего в функциональной и организационной структурах между муравейником и человеческим обществом (в том числе и государством). И в муравейнике, и в государстве есть президент, парламент, армия, полиция, рабочие и т.д.

И уникальность, и однообразие структуры и функции есть отражение и результат действия законов природы. Эти законы природы и есть единственный ключ к познанию как уникальности в ее разнообразии, так и к пониманию однообразия. Поэтому так важно знать законы природы. Поэтому максимально их нужно знать на собственном, человеческом, примере.

Чем больше мы знаем о физиологии и патологии друг друга, тем легче нам найти общий бескорыстный контакт (альтруистический контакт). Это же свойство определяет межчеловеческий вред (психофизические способности ранить и уничтожать друг друга), что определяется степенью корысти во взаимоотношениях (конкуренция особей за обладание самкой, борьба между отрядами обезьян за плодородный кустарник как источник пищи, межвидовые конфликты и т.д.).

Все это мы наблюдаем в человеческом обществе, но в более изощренной форме. Понимание человеком особенностей и законов биологии природы и общества дает ему громадный потенциал не только в борьбе за собственное здоровье и здоровье своей семьи, но и позволяет определиться с возможностями своего организма в общении с природой и обществом, т.е. его профессиональную, интеллектуальную и социальную психофизическую "нишу".

"Эволюция создавала "голову" миллионы лет, для того, чтобы думать. А ты хочешь вместо того, чтобы думать лучше, отключить ее за 2 секунды" (X. Алиев. "Защита от стресса". М.: Изд-ва "Мартин", "Полина", 1996. 239 с.). "Страусиная" политика, определяемая уровнем интеллекта индивидуума (алкоголь, опиум, рулетка), хотя и дает возможность немного забыться и уйти от стрессов, не может решить даже самых элементарных семейных, профессиональных, социальных и других проблем, в том числе проблем с психическим и физическим здоровьем (конкретнее - болезнями). Здесь могут помочь только интегративный медик и в меньшей степени деньги.

Главные выводы из содержания главы

Все критические и некритические биологические периоды жизни человека (полового созревания, беременности, "христова возраста", преклимакса и др.) с характерными для них особенностями обмена веществ и функции тканей и есть наиболее ответственные периоды социальной адаптации человека в обществе (ясли, школа, университет, семья, служба в армии). В этом суть формирования природной индивидуальной психофизической "ниши". 

Стрессоустойчивостъ(социальная, бытовая, профессиональная), метеозависимость, характерологические типы, (флегматик, сангвиник, меланхолик, холерик), индивидуальное развитие систем жизнеобеспечения (сердечнососудистой, иммунной, мышечной, нейроэндокринной) определяются полноценностью функции соединительной ткани, ее гармонизирующей ролью в организме. Поэтому знание биологической роли соединительной ткани - основа не только заботы о здоровье, но и воспитания в семье, школе, университете.

Приведем весьма показательный пример ("Руководство по эндокринной гинекологии". Ред. Е.М. Вихляева. М.: МИ А, 1998. 762 с.). Жировая масса есть разновидность соединительной ткани. Авторы указывают: "Особая роль отводится количеству подкожной жировой клетчатки и ее соотношению с массой тела девочки. Менструальная функция начинается, когда жировой слой составляет 22% от массы тела... при снижении жирового слоя до 10-15% общей массы тела менструальная функция прекращается".

Рост и масса тела определяются, прежде всего, адекватностью представительства в организме соединительной ткани. По этому поводу авторы пишут: "... менархе наступает при достижении девочкой роста 159,6-162,3 см при массе тела 44-47 кг... При дефиците и особенно при избыточной массе тела у подростков нарушения менструальной функции наблюдаются в 2-4 раза чаще по сравнению с девушками с оптимальной массой тела".

Качество общественного и индивидуального, профессионального и общеобразовательного воспитания зависят, прежде всего, от уровня общебиологического интеллекта, от уровня знаний природных закономерностей интегрирующего участия соединительной ткани в жизнеобеспечении организма, от умения применить эти знания.

Если этих знаний нет или человек не умеет ими пользоваться, то нет и гармонизирующего взаимодействия между телом и духом, которое дает человеку удовольствие от учебы, профессионализма, семейного быта.

Если нет общебиологических знаний и общебиологического интеллекта, то нет и внутренней удовлетворенности (соматической, психической). Это и есть хронический, подтачивающий физическое и психическое здоровье стресс - источник, механизм и причина разрушения соединительной ткани и возникновения 23 600 болезней, причина физической и психической деградации расы, нации, государства.