Глава 10 - Некоторые черты философии
Особенностью современного научного поиска в естествознании является "поворот к природе", бережное и более взвешенное анализирование ее законов, особенно различных аспектов эволюции (биологической, социальной и т.д.)- Мы уже говорили о том, что соединительнотканная теория биологии и медицины раскрывает важнейший механизм теории эволюции видов Ч. Дарвина.
Наука современности еще более углубляет это направление исследований: "Природа перестает быть фоном исторической драмы, ...она заставляет и общество взглянуть на себя как на особую форму эволюции, рассматривать развитие своих средств деятельности - в частности, техники - не в особой исторической логике, не в противопоставлении природным процессам" (В.Е.Кемеров "Введение в социальную философию". М.: Аспект-пресс, 1996. 215 с.).
Именно соединительнотканная теория биологии и медицины позволяет вернуть человека в природу, повернуть его к природе лицом. Это
объясняется тем, что соединительная ткань является механизмом эволюции жизни, видов, приспособления и изменчивости.
Мы отдаем предпочтение интегративному мышлению и анализу, поскольку это черта современности, неотъемлемая ее часть, в том числе и в научном познании, научной методологии поиска. Это характерная
черта именно современности в связи с резко увеличившимися техническими и методологическими возможностями научного анализа и прежде всего информатики, социологии и других наук (компьютеризация,
фиброволоконная техника, считывающие устройства, электронная почта и т.д.).
Компьютер можно представить мощнейшей интегрирующей машиной. Подобной интегрирующей "машиной" в человеке (которая наделена еще и
сознанием) всегда был мозг. И врач - не исключение из правила. Мы вносим в мозг и сознание врача новую базовую "компьютерную" программу врачебного мышления - соединительнотканную теорию биологии
и медицины.
Ф.М. Достоевский, отмечая социальную значимость науки для человечества, писал: "... полунаука - это деспот, каких еще не приходило до сих пор никогда. Деспот, имеющий своих жрецов и рабов,
деспот, пред которым все преклонилось с любовью и с суеверием, до сих пор немыслимым, пред которым трепещет даже сама наука и постыдно потакает ему". Речь здесь идет прежде всего об
ответственности ученого перед самим собой, что невозможно без высокого общеинтеллектуального и общебиологического знания ученого, уровня его духовности". (Цит. по сборнику "Тайны белого мира". М.
1992. 58 с.).
Характеризуя неполноценную науку, как бы повторяя мысль Ф.М. Достоевского, в этом же сборнике работ приведены слова Л.Н. Толстого (1907): "Суеверие распространяется преимущественно людьми, так
называемыми учеными, то есть людьми особенно ограниченными и потерявшими способность самобытного, разумного мышления вследствие постоянного изучения чужих мыслей и занятия праздными и ненужными
вопросами...
Суеверие особенно свойственно людям ограниченным. А так как таковых большинство людей в наше время, то грубое суеверие это все более и
более распространяется". То есть, совершенно очевидно, что узкопрофильная наука, значительно и бездуховно дезинтегрированная, черты которой мы наблюдаем повсеместно и сейчас, несет человеству
непоправимый ущерб.
Эта книга призвана быть основой интегратив-ного врачебного мышления, обеспечивающего оздоровительный и лечебный процесс. Овладев соединительнотканной интегративной "компьютерной программой", врач
из узкопрофильного специалиста превращается в консилиум многих узко-профильников, т.е. начинает лечить и оздоравливать интегративно, общеорганизменно во много раз более продуктивно, чем
узкопрофильный специалист. Интегративный и узкопрофильный врач отличаются так же, как компьютеры 60-х годов и конца 90-х по их потенциальным возможностям.
В соединительнотканной теории биологии и медицины речь идет о массе живых организмов, о расчленении массы на составляющие, о выделении иерархии связующих (интегрирующих) и регуляторных центров
соединительной и прочих тканей. У В.Е. Кемерова ("Введение в социальную философию". М.: Аспект-пресс, 1996. 215с.) читаем: "Идея прогресса в значительной мере... основана на безграничной
уверенности в способности человека расчленять и интегрировать вещи.
В отношениях человека с вещами и в их научном описании происходит незаметная, но важная метаморфоза. Фактически речь идет не о конкретных
вещах с их самобытностью, а о массах, множествах, типах вещей, об их выделенных свойствах, связях, последовательностях".
Наше утверждение, что "больной для себя - главный врач", подтверждается мнением последних зарубежных источников. Вот что пишут в американском учебнике для университетов и колледжей К. Байер и Л.
Шейнберг ("Здоровый образ жизни"/Пер. с англ. М.: Мир, 1997.386 с.) в предисловии к книге: "...каждый из нас в значительной степени отвечает за свое здоровье. Только проникшись этой идеей,
человек приходит к необходимости вести здоровый образ жизни. Наше здоровье действительно находится в наших руках".
Эта же идея изложена в книге "Здоровье в ваших руках", вышедшей в России тиражом 220 тысяч экземпляров в двух изданиях. Ее автор, И.П.
Неумывакин, один из виднейших представителей и сторонников интегративной народной медицины, лауреат Государственной премии, доктор медицинских наук, профессор. Эта же идея представлена во многих
других книгах зарубежья. В 1998 году вышла книга американских врачей А. Фоке и В. Фоке ("Иммунитет на всю жизнь. Помоги себе сам - Пер. с англ. М.: Бином, Золотой век, 1996. 285 с.), которые
утверждают: "К несчастью, наша медицина - это не решение проблемы сохранения здоровья... Болезнь - вот что стоит на первом месте".
Совершенно извращена сегодня философия врачевания: болезни вызываются в организме недостаточностью фармакологических препаратов, поэтому их назначается все больше и больше. В итоге - системы
жизнеобеспечения одна за другой выходят из строя и болезнь прогрессирует с еще большей яростью. Это же мнение читаем у А. Фоке и В. Фоке: "Мы, врачи, действуем так, будто уверены, что болезнь
вызвана нехваткой лекарств в организме...
Исследования, выполненные для института патологии, показали, что от 6 000 до 12 000 случаев смерти в год имеют своей причиной реакцию
больного на лекарства, назначенные его врачом". Это мнение американских врачей полностью разделяем и мы, т.к. при отсутствии общемедицинской теории лечения вообще в сочетании с незнанием роли
соединительной ткани в организме человека и с технократизмом в медицине, лекарства фармакопеи помочь в серьезной болезни могут мало. Естественный выход здесь - парафармакотерапия, в состав
которой входят естественные, в основном растительные, продукты и незначительный процент фармакологических добавок.
В книге А. Фоке и В. Фоке читаем: "Усовершенствованная аппаратура, новые методы хирургии, искусственные органы - все это великолепно, только самому больному оставлено слишком мало места в нашей
медицинской системе. Врачам платят большие деньги за хирургические операции, за проведение лечебных процедур и лабораторных анализов. Но врачу платят очень мало за то время, которое он тратит на
беседу с пациентами, на тщательный анализ историй болезни, на обучение их тому, как изменить стиль жизни".
В предыдущих книгах (1993, 1995, 1996, 1997, 1999) мы указывали на то, что соединительнотканная теория биологии и медицины является интегрирующим началом не только для евро-американской модели
развития врачевания (атомистической), но и для индо-китайской. Это наше положение как теоретически, так и методологически развивает профессор В.А. Иванченко в статье "Соединительная ткань -
каркас болезней" (Журнал "Здоровый образ жизни". 1999. № 5 (137).
Он считает, что предложенная нами в 1993 году наднозология "соединительнотканная недостаточность" в восточной медицине признана в двух
типах патологических состояний: "...с избыточной энергией (Ян:) и недостаточной энергией (Инь)". Автор приводит для каждого типа соединительнотканных нарушений перечень основных клинических
симптомов, считая, что характеристики соединительнотканной недостаточности - "...это определенное указание на слабость того или иного звена, и именно здесь в будущем может таиться серьезное
заболевание".
Профессор В.А. Иванченко подчеркивает и значимость функции соединительной ткани в течении жизни, в критичности и некритичности ее биологических периодов: детский период, период становления
половых функций, "христов возраст", старение. Автор по этому поводу приводит даже слова Нобелевского лауреата И.И. Мечникова о том, что "человек стар настолько, насколько стара его соединительная
ткань".
Громадную роль в развитии ракового и паразитарного процессов придает соединительнотканной недостаточности и профессор Т.Я. Свищева.
Анализируя нашу концепцию на 17 страницах своей книги ("Таинственный убийца-3". М.: Радио и связь, 1998. 280 с.), она приходит к выводу: основное, что в организме противостоит раку и паразитному
процессу, - защитная роль соединительной ткани, которая также по своей морфологии и функции различна в различные возрастные биологические периоды.
Таким образом, исследования последних лет все большее внимание придают в развитии любой патологии именно соединительной ткани, именно соединительнотканной теории биологии и медицины.
Иными словами, не только нам совершенно очевиден пагубный путь нашей узкопрофильной медицины. Однако реального научного обоснования того, почему нужно заботиться о здоровье в целом и лечить весь
организм (а не болезнь) и конкретно на какие механизмы при этом нужно воздействовать, мы не найдем нигде, за исключением лишь нескольких концепций, которые интегрировала в себя
соединительнотканная теория биологии и медицины (учение о стрессе Г. Селье, универсальная паразитарная теория медицины Т.Я. Свищевой).
Эти исследователи не только совершенно правильно дают представление о некоторых универсальных механизмах развития болезней, но, что самое главное, являются "проводниниками" и базовыми в создании универсальных схем лечения болезней, т.к. все болезни представлены универсальными патологическими процессами, описанными еще Гиппократом: отек, воспаление, покраснение, нарушение функции.
Все они возникают тогда, когда не может "справиться" с повреждающим фактором соединительная ткань. Именно она в первую очередь обеспечивает заживление (регенерацию), иммунный ответ, полезные формы воспаления, очищает и питает клетки, ткани, органы и системы.
Отметим, что для любой медицины (интегративной, узкопрофильной) все механизмы развития болезней, которые универсальны, являются именно соединительнотканными - воспаление, гранулематоз, регенерация, альтерация и др.